Поступающие должны знать все виды гамм, арпеджио, доминантсептаккордов


с. 1
ПРИЕМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ НА СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

«ОРКЕСТРОВЫЕ ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ

ИНСТРУМЕНТЫ»
При приеме на подготовку по данной специальности консерватория проводит вступительные испытания направленности:

1. Исполнение программы

2. Коллоквиум

3. Теория музыки (сольфеджио и гармония устно)

4. Русский язык (письменно) или ЕГЭ

5. Литература (устно) или ЕГЭ


1.ИСПОЛНЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Поступающие должны знать все виды гамм, арпеджио, доминантсептаккордов, уменьшенных септаккордов и играть их в умеренном движении.



Духовые инструменты

Флейта

Поступающий должен исполнить:

1. Два этюда различного характера по нотам из шести подготовленных.

Например: Н.Платонов 30 этюдов, 24 этюда; Э.Келлер 12 этюдов средней трудности.

2. На память концерт или сонату и пьесу.



Например: В.Моцарт Концерт Аго 1: Й.Гайдн концерты; Г.Гендель Соната № 7; И.С.Бах Соната № 4; Р.Глиэр Мелодия.
Гобой

Поступающий должен исполнить:

1. Два этюда различного характера по нотам из шести подготовленных.

Например: Л.Видеман 37 избранных этюдов; Ф.Ферлинг 48 этюдов.

2. На память одну-две части концерта или сонаты или две пьесы.



Например: Й.Гайдн концерты; Г.Гендель сонаты; И.Шишков Элегия; Г. Гендель Жига.
Кларнет

Поступающий должен исполнить:

1. Два этюда различного характера по нотам из шести подготовленных.

Например: С.Розанов Этюды; А.Штарк 40 этюдов; В.Петров Избранные этюды (1-я тетрадь).

2. На память одну-две части концерта или сонаты.



Например: К.Вебер Концерт № 1 (I, II, Ш части); Н.Римский-Корсаков Концерт (полностью): И.С.Бах Соната № 5 (I и II части).

3. Одну пьесу кантиленного характера.



Например: П.Чайковский Романс; И.С.Бах Адажио.
Саксофон – альт

Поступающий должен исполнить:

1. Два этюда различного характера по нотам из шести подготовленных.

Например: Л.Михайлов Школа; И.Люфт Этюды №№ 3, 4; Т.Ниман Этюд № 5; Р.Видовт Этюд № 8.

2. На память часть сонаты или часть произведения крупной формы.



Например: Л.Крестон Соната (I или II и III части); А,Жоливе Фантазия-экспромт.

3. Два произведения малой формы различного характера.



Например: Й.Гайдн Адажио; А.Томис Миниатюра; Э.Григ Танец Анитры; К.Дебюсси Сиринкс.
Фагот

Поступающий должен исполнить:

1. Два этюда различного характера по нотам из шести подготовленных.

Например: Ю.Вайсенборн Этюды (1-я и 2-я тетради); А.Богданов Этюды.

2. На память одну-две части концерта или сонаты или вариации.



Например: В.Моцарт Концерт (I или II и III части); К.Вебер Концерт (I или II и III части); Б.Дварионас Тема с вариациями.

3. Пьесу кантиленного характера



Например: Й.Гайдн Анданте; П.Чайковский Ноктюрн.
Валторна

Поступающий должен исполнить:

1. Два этюда различного характера по нотам из шести подготовленных.

Например: К.Копраш Этюды 1Ш 12, 13, 14, 16, 19, 21, 26. 35, 36, 42, 45, 50; К.Клинг Этюды N№ 1, 2, 8, 9, 10, 22.

2. На память одну-две части концерта или сонаты или две пьесы различного характера



Например: В.Моцарт концерты №№ 1, 2, 3, 4; Й.Гайдн Концерт № 2; Р.Глиэр Экспромт, Юмореска; А.Коломиец Скерцо.

Труба

Поступающий должен исполнить:

1. Два этюда различного характера по нотам из шести подготовленных. Например: Ж.Арбан 14 характерных этюдов; В.Вурм Избранные этюды; М.Брандт 34 оркестровых этюда.

2. На память одну-две части концерта или сонаты или две пьесы различного характера



Например: В.Щелоков Концерт № 2 (I часть); Г.Гендель Соната № 6; И.С.Бах А.Гедике Сарабанда; А.Гедике Концертный этюд; Н.Раков Вокализ; А.Арутюнян Концертное скерцо; Э.Боцца Рапсодия.
Тромбон и туба

Поступающий должен исполнить:

1. Два этюда различного характера по ногам из шести подготовленных. Например: В.Блажевич Школа игры на тромбоне или Школа игры на тубе (этюды).

2. На память одну-две части концерта или сонаты или две пьесы различного характера.



Например: В.Блажевич Концерты №№ 2, 9; Д.Давид Концертино; Н.Платонов Концерт; Н.Римский-Корсаков Концерт; С.Рахманинов Прелюдия; К.Сен-Санс Каватина.

Ударные инструменты

Малый барабан

Поступающий должен исполнить:

1. Тремоло ррр < > ррр и другие динамические комбинации.

2. Ритмический этюд.



Например: В.Осадчук Тетради ритмических этюдов; В.Штейман Оркестровые трудности («Пламя Парижа», «Красный цветок» и др.).

3. Прочитать с листа ритмические комбинации средней трудности.


Литавры

Поступающий должен исполнить:

1. Тремоло ррр < > ррр и другие динамические комбинации.

2. Ритмический этюд.



Например: В.Осадчук Тетради ритмических этюдов.

3. Прочитать с листа ритмические комбинации средней трудности.

Кроме того, поступающий должен уметь настраивать и перестраивать литавры во всех тональностях.
Ксилофон

Поступающий должен исполнить:

1. Гаммы мажорные и минорные, трезвучия, доминантсептаккорды и тремоло.

2. Один этюд.



Например: Н. Платонов 30 этюдов для флейты; К Купинский Школа игры на ксилофоне.

3. Пьесу в сопровождении фортепиано.



Например: И.С.Бах Концерт для скрипки Ля минор (I часть);

П.Чайковский Русский танец.

4. Прочитать с листа ритмические комбинации средней трудности.


Колокольчики

Поступающий должен исполнить:

1. Гаммы и трезвучия мажорные и минорные.

2. Одну пьесу.



Например: К.Купинский Школа игры на ксилофоне (А.Лядов Табакерка; А Даргомыжский Вальс; С.Прокофьев Гавот, Марш; А.Грибоедов Вальс).

3. Прочитать с листа ритмические комбинации средней трудности.


2. КОЛЛОКВИУМ

На собеседовании абитуриент должен:

а) пройти проверку навыков чтения с листа произведений средней трудности;

б) проявить знания основной литературы по своей специальности, музыкальной терминологии, понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений, выявить музыкальный и общекультурный уровень.


3. ТЕОРИЯ МУЗЫКИ

(сольфеджио и гармония устно)

Вступительные испытания по теории музыки предполагают проверку знаний по предметам «сольфеджио» и «гармония» в объёме учебной программы музыкального училища (училища искусств, колледжа).

Вступительный экзамен проводится в устной форме и включает:

1) Пение (с листа) одноголосного и двухголосного музыкального примера;

2) Слуховой анализ;

3) Игру модуляционных построений.

Примерные образцы степени трудности по каждому испытанию:

1) Одноголосные и двухголосные музыкальные примеры включают следующие интонационно-ритмические, ладовые и фактурные особенности: диатоника, альтерация, хроматизм (отклонения в родственные тональности), пунктиры, синкопы, триоли, имитационный и гармонический тип двухголосия, все виды мажора и минора, натуральные лады, посту пенное и скачкообразное развитие мелодики.

Образцом могут служить примеры из сборников:

Ладухин Н. Одноголосное сольфеджио. М, 1988;

Островский А. Учебник сольфеджио: В 4-х вып. Вып. 4. Л., 1978;

Способин И. Сольфеджио: 2-х и 3-х-голосие. М., 1973;

Агажанов А., Блюм Д. Сольфеджио: примеры из полифонической литературы. М.,1970.

2) Слуховой анализ включает определение отклонений и модуляций в тональности I степени родства, структуры аккордов и функциональных оборотов (трезвучная и септаккордовая диатоника, альтерированные аккорды DD).



Например, образцы модуляционных построений в сборниках:

Алексеев Б. Гармоническое сольфеджио. М., 1972;

Лопатина И. Гармонические диктанты. М, 1987.

3) Игра модуляции в форме периода представляет переход в тональность I степени родства из мажорных и минорных тональностей до 3-х знаков в ключе.



Образцом могут служить примеры из сборников, приведённых в пункте 2.
4. РУССКИЙ ЯЗЫК

Форма экзамена - сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.

Объем сочинения - 150-300 слов.

В сочинении необходимо:

1) сформулировать, а также прокомментировать тему и одну из проблем прочитанного произведения,

2) сформулировать позицию автора (рассказчика),

3) высказать свое отношение к его точке зрения,

4) аргументировать свое мнение, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.


5. ЛИТЕРАТУРА

Требования к устному ответу по литературе.



  1. Соответствие ответа формулировке темы.

  2. Содержательность, глубина и полнота ответа.

  3. Достоверность излагаемого материала, отсутствие фактических ошибок.

  4. Знание текста художественного произведения.

  5. Композиционная стройность, логичность и аргументированность ответа.

  6. Высокий научно-теоретический уровень ответа.

  7. Знание и понимание основных закономерностей и проблем развития литературы, умение анализировать содержание и форму художественного произведения в их единстве.

  8. Грамотная, богатая, точная и выразительная речь


Список художественных текстов

к вступительному экзамену по литературе

Грибоедов А.С. Горе от ума

Пушкин А.С. Евгений Онегин. Капитанская дочка. Лирика (стихотворения по выбору экзаменуемого)

Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. Лирика (по выбору экзаменуемого)

Гоголь Н.В. Ревизор. Мертвые души или повести (по выбору экзаменуемого)

Островский А.Н. Гроза или пьеса по выбору экзаменуемого

Тургенев И.С. Отцы и дети

Поэзия второй половины XIX века: Ф.И.Тютчев, Н.А.Некрасов, А.А.Фет (произведения по выбору экзаменуемого)



Гончаров И.А. Обломов

Салтыков-Щедрин М.Е. История одного города, Господа Головлевы, Сказки (произведение по выбору экзаменуемого)

Достоевский Ф.М. Преступление и наказание

Толстой Л.Н. Война и мир

Чехов А.П. Вишневый сад. Рассказы (по выбору экзаменуемого)

Горький М. На дне

Поэзия «Серебряного века»: А.А. Блок, А.А. Ахматова,


М.И. Цветаева (произведения по выбору экзаменуемого)

Есенин С.А. Лирика (произведения по выбору экзаменуемого)

Маяковский В.В. Лирика, поэмы, драматические произведения (по выбору экзаменуемого)

Булгаков М.А. Белая гвардия или Мастер и Маргарита (по выбору экзаменуемого)

Шолохов М.А. Тихий Дон

Проза второй половины XX века: произведения А. Солженицына, В. Распутина, В. Белова, В. Астафьева В. Аксенова и др.


(по выбору экзаменуемого).

с. 1

скачать файл