Календарно-тематическое планирование по литературе 6 класс


с. 1
Календарно-тематическое планирование по литературе 6 класс 2012-2013 уч.г.


№ п\п

Тема урока

Кол-во

час


контроль

Дополнительный материал

Домашнее задание

1

Введение. В дорогу зовущие, или Литература открывает мир

1

почему автор статьи В. Шкловский называет книгу «дорогой»? развернутый ответ, включив в него лексику из статьи критика: «точное знание», «углубление зна­ний», «умение читать», «спра­вочный аппарат», «книга - предмет для мысли»


сти­хотворения о книге И.Бунина «Молчат гробницы, мумии и кости...», Л. Мар­тынова «Мечтают взять книгу в ру­ки...», С. Щипачева «Есть мудрые книжные полки...», В. Тушновой «От­крываю томик оди­нокий...».

словарная работа (кругозор, хороший вкус, верность суждении, широта интересов, интеллектуально развитый человек, культура общения).



темы (по выбору): «Книга, которая по-

могла мне понять самого себя (других людей)», «Кни­га, оставившая след в моей жизни», «Гимн любимой книге».



Устное народное творчество. (3 ч.)

2

Календарно-обрядовые песни

1

понятий «фольклор», «об­рядовый фольк­лор», виды обря­довых песен; как различаются песни по содержа­нию, характеру исполнения, ритму, мелодии; уметь: соотносить календарно-обрядовые песни с событиями народ­ного календаря, анализировать их тематику; почему Масленица то «любота моя», то «обманяка»?


обрядовый фольклор,обрядовые песни

музыка словян: песни об­рядового фолькло­ра: «Коляда ходя, бродя...»: содер­жит пожелание до­бра, достатка, здо­ровья хозяевам дома.

иллюстрация «Масленица» худ. Б. Кустодиева, ре­продукция «Хоро­вод. Лубок»

словарная работа (жито, толокно, лап­та, серп, жать, дол­говая, постать, и фольклор, припевка, коротушка др.)


Групповые за­дания: подгото­вить песенное исполнение обрядовых пе­сен, соблюдая манеру их ис­полнения. Про­думать, какие из них предпо­лагают при ис­полнении до­полнительные средства вы­ражения со­держания (при­плясывание, инсценирова­ние).

Вспомнить одну из пословиц, нарисовать к ней иллюстра­цию. Подгото­вить её защиту



3

Пословицы и поговорки

1

понятий «ма­лые жанры фольк­лора», «послови­ца», «поговорка»; их отличительные особенности, «за­коны», по которым они строятся, средства художе­ственной вырази­тельности; прямой и переносный смысл пословиц и погово­рок, афористич­ность, меткость и выразительность слога; уметь: многообразие тематики

сино­нимы к следую­щим поговоркам: «Ума палата», «Его не прове­дешь», «Ни на­шим, ни вашим», «Прошел сквозь огонь и воду», «Этому палец в рот не клади»; Определить сравнение и ан­титезу в посло­вицах: «Голод -не тетка», «Ржа ест железо, а пе­чаль - сердце», «Ученье - свет, а неученье -тьма», «Нагово­рился - как меду напился»






Написать мини-сочинение на те­му: «Поговорка -цветок, послови­ца - ягодка»

на вы­бор): составить устный рассказ, используя сле­дующие пого­ворки: «ни свет ни заря», «час битый», «с ми­нуты на мину­ту», «день-деньской», «без году неделя», «убить время»; или придумать небольшой устный рассказ по одной из пословиц: «До­рого, да мило, дешево, да гнило», «Бли­зок локоток, да не укусишь», «Семь раз от­мерь, один раз отрежь», «Ви­дит око, да зуб неймет»



4

В чем красота и мудрость русского фольклора?

1

собствен­ном высказывании использовать бога­тые возможности русской народной речи, передавать интонационно ма­неру исполнения обрядовых песен, соблюдать ритм, мелодию, характер чувств, пережива­ний, выраженных в них; создавать иллюст­рации по содержа­нию пословиц и связно рассказы­вать о них в чем кра­сота и мудрость русского фольк­лора?

Исполнение об­рядовых песен. Защита иллюст­раций.

Конкурс устных рассказов с ис­пользованием поговорок и по­словиц

обрядо­вые песни в испол­нении ансамбля «Веретенце»; иллюстрации и репродукции ху­дожника Б. Кустодиева


Прочитать из «Повести вре­менных лет» сказание «При­нятие христи­анства на Ру­си» («Читаем, думаем, спо­рим...»: дидак­тический мате­риал по лите­ратуре: 6 класс). Подго­товить связный рассказ о том, как произошло крещение на Руси

Из древнерусской литературы.

5

Русская летопись. «Сказание о белгородском киселе»

1

понятий «древнерусская литература», «летопись»,«летописание»,«летописец», «сказание», исторические сведения о принятии на Руси христианства, характерные черты литературы Древней Руси; Связь древнерусской литературы с устным народным творчеством

выразительное чтение фрагмента сказания, передавая интонационно величественную простоту речи летописца и чувства, переживаемые участниками событий. Письменно ответить на вопросы(по выбору): в чем заключается мудрый совет старца; какой двойной смысл заложен во фразе: «Ибо мы имеем пищу от зем­ли». Какие наставле­ния (уроки) со­держит сказание?




принятие князем Владимиром христианства на Руси (988 год).

репродукция картины В.В.Васнецова «Нестор- летописец», Фреска «Поклонение волхвам»:

словарная работа (печенеги, вече, поведали, корчага, восвояси и др.)


Письменно ответить на вопрос: почему рассказ о частном, не самом выдающемся эпизоде нашей истории стал восприниматься как широкое

обобщение, событие, значение которого важно для всех времен?

Групповые задания: прочитать и подготовить устные сообщения

«Портрет Пуш­кина», «Пушкин и его друзья», «Царское Се­ло», «Мой пер­вый друг...», используя учеб­ник, дополни­тельные мате­риалы книги «Читаем, дума­ем, спорим...»



Из русской литературы 18 века. 4

6

Произведения 18 века. Русская басня

1

понятие басня, структуру басни; художественные приёмы, используемые в баснях. Структура басни, художественные приёмы, басня эпохи 18 века


Словарная работа: аллегория, мораль

Выразительное чтение басни Дмитриева

7

И .А. Крылов «Осёл и Соловей»

1

анализировать басню, определять проблематику произведения;

понятие басня, структуру басни; художественные приёмы, используемые в баснях.







Наизусть басню

8

Басни А.И. Крылова «Листы и Корни», «Ларчик»

1

Инсценировка , чтение по ролям.

Басня, аллегория, мораль басни






Наизусть , инсценировка в парах

9

Вн. ч. И.А. Крылов «Баснописец, каких не было».

1

биографию И.А.Крылова; жанровые признаки басни (мораль, аллегория, сатирическое изображение, олицетворение и др.); термины (басня, аллегория, мораль, басенный стих);






Сообщение о Пушкине, групповая газета

Из русской литературы XIX века. (28 ч)

10

А.С.Пушкин. Дружба в жизни поэта. Стихотворение «И.И. Пущину»

1

факты биографии А.С. Пушкина и периоды его творчества, историю создания стихотворения, посвященного лицейскому другу, художественные особенности жанра стихотворного послания, определение понятия «эпитет»; понимать

какие средства художественной изобразительности использует поэт, чтобы передать чувства лирического героя стихотворения?



литография «Царское Село» (гл. «Литературные места России»),

репродукция картины И. Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене», репродукция картины Н.Н. Ге «Пушкин и Пущин в селе Михайловском», гравюра А.Фаворского «Пушкин-юноша».

Словарная работа (благословить, провиденье, заточенье). Подобрать синонимы к словам: огласить, утешенье, озарить.

Эпитеты, обращения



Выучить стихотворение наизусть. Прочитать черновой вариант стихотворения «Узник». Ответить на вопрос: почему Пушкин изменил черновой вариант стихотворения?

11

Стихотворение А.С. Пушкина «Узник»




понятий «композиция», «интонация стихотворения»; понимать чувства и переживания лирического героя, вольнолюбивый характер стихотворения; уметь использовать «слово-образ», «контраст», «мотив неволи» при анализе стихотворения, определять поэтические средства изображения чувств лирического героя. почему в первых двух четверостишиях глаголы и глагольные формы «махая», «клюёт», «трогает», «зовет», «вымолвить хочет» создают впечатление замкнутости, а всего один глагол движения «гуляем» в последней строфе – ощущение стремительного полета?


текст первоначального стихотворения

Словарная работа: «композиция», «интонация стихотворения» «слово-образ», «контраст», «мотив неволи»




Выучить стихотворение «Узник» наизусть.

Прочитать стихотворения «Зимнее утро», «Зимняя дорога»



12

Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро»




художественные средства использует поэт, передавая приметы зимнего пейзажа

Сопоставление двух стихотворений Пушкина, ответив на вопросы: каковы общие и своеобразные черты каждого из них? Каким настроением они проникнуты?



словарная работа (друг прелестный, открой сомкнуты негой взоры, вьюга злилась, луна, как бледное пятно, северной Авроры, прозрачный лес, предадимся бегу нетерпеливого коня), антитеза, олицетворение., пейзажная лирика. Подберите синонимы к словам: нега, взор, лежанка.; иллюстрация к стихотворению.


Выучить наизусть стихотворение «Зимнее утро»

13

Поэты пуш­кинской поры.

1

понятий «эпи­тет», «метафора» «олицетворение», «инверсия», «интонация конца пред­ложения»

как поэт («Чудный град...»), а вслед за ним и чтец, передают лег­кость, зыбкость, изменчивость картин, созда­ваемых движени­ем облаков? Ме­няются ли инто­нации при чте­нии строк о лег­ких облаках, о бурной реке и ледоходе, о пес­не незримого жа­воронка? Какой литератур­ный прием помогает поэту сде­лать поэтические картины живыми, а все видимые предметы одухо­творенными?



словарная работа (лазурь, древа, за­здравный гимн; чудный, ветр, созданья поэтической мечты, посторон­няя суета). Выпи­сать из стихотво­рений слова, кото­рые не встречают­ся или редко встречаются в со­временном языке

Написать мини-сочинение по данному нача­лу: «Что с нею, что с моей ду­шой?» - во­прошает поэт в финале стихо­творения...» Дать ответ на этот вопрос

14

Вн.ч. Двусложные размеры стиха.




понятий: «ямб» и «хорей», «ударение», «ритм», «слог», «стопа»,«стих, размер

стихотворения А.С. Пушкина «И.И. Пущину», «Буря мглою небо кроет...»

Найти по одному примеру стихотворений, написанных ямбом и хореем. Доказать правильность своего выбора, используя ал­горитм. Прочитать 1-4 главы романа А.С.Пушкина «Дубровский». Прочитать в учебнике ста­тью «О романе «Дубровский». Инд. задание: подготовить краткий рассказ об истории соз­дания романа («Читаем, ду­маем, спо­рим...»)

15

Роман А.С. Пушкина «Дубровский»




историю создания романа; понимать зависимость поведения человека от социальной среды; уметь составлять план в соответствии с рассказом; сравнивать образы главных героев, правильно оценивать поведение героев.

словарная работа : роман, сюжет, (подобострастие, лесть, тщеславие, кичиться, надменный, холоп, притязание, земский судья), исторический комментарий (споры помещиков за право владения землей).


Прочитать 5-11 гл., составить план событий, пересказ эпизода «Обед в Покровском»

16

Образ «благородного разбойника» в романе А.С. Пушкина «Дубровский»




анализ эпизода как часть целого, его роль в романе(Протест Владимира Дубровского против произвола и деспотизма-душевное состояние Владимира Дубровского, прощающегося с родным домом).




Читать главы: 12-19. художественный пересказ эпизода с кольцом

17

Трагические судьбы Владимира Дубровского и Маши Троекуровой




причины отказа Владимира от мести Троекурову, отношение автора к своим героям; уметь: составлять устное описание портрета героя, включая в него цитаты из романа(воспитание и характер Маши Троекуровой, ее взаимоотношения с отцом)

описать героиню романа. Пересказать близко к тексту эпизод с кольцом.






Составить простой план романа. Написать сочинение «Кто виноват в том, что судьбы Владимира и Маши сложились столь трагически?»

18

Сюжет и композиция романа «Дубровский»




понятий «ком­позиция», «сюжет»; последователь­ность событий, изображенных в романе; вы­делять завязку, кульминацию, раз­вязку действия, про­слеживать их связь с развитием кон­фликта; определять, в чем заключаются особенности сюжета романа, выделять основные событий­ные линии (дружба двух помещиков -ссора - месть Трое­курова - смерть Дубровского и т.д.)




Письменный ответ на во­прос: как бы мог развивать­ся сюжет рома­на, если бы в сцене на псар­не не было Парамошки и на дерзкие слова Дубровского Троекурову пришлось бы отвечать само­стоятельно (глава 1)? За­писать основу возможного сюжета. Инд. задание: нарисовать герб Троекуро­вых и герб Дуб­ровских

19

Р.Р. Сочинение - сравнитель­ная характе­ристика «Два помещика» (по роману А.С. Пушкина «Дубровский»)




последо­вательность рас­крытия темы; уметь находить в тексте описания помещиков, отби­рать материал для сочинения (воз­раст, сословие, воспитание, семья, поместье, образ жизни, поступки, отношение к дру­гим людям, черты характера); делать вывод: чего боль­ше между двумя помещиками: сход­ства или различий; определять цель сравнения и осно­вание для сравне­ния

Художествен­ные средства, с помощью кото­рых автор рас­сказывает о своих героях

Дописать сочи­нение дома. Решить кросс­ворд

«А.С. Пушкин. «Дубровский» («Читаем, ду­маем, спо­рим...»). Про­читать к уроку внеклассного чтения повесть А.С. Пушкина«Барышня-крестьянка». Групповое за­дание: подгото­вить инсцени­ровка эпизо­дов



20

Вн.ч «Повести по­койного Ивана Петровича Белкина». Барышня-крестьянка», «Выстрел»




сюжет и героев повести Пушкина, понимать позицию Пушкина-гуманиста: простые и естественные качества - самый короткий и самый прямой путь от че­ловека к человеку, залог дружбы и любви; уметь: анализировать роль эпиграфа («Во всех ты, ду­шенька, нарядах хороша»)

авторское отно­шение к героям? Что в поступках Дубровского вы­зывает уважение автора, а что -осуждение? Продолжить фразу: «Моло­дость - это вре­мя...» (проказ, забав, легкомыс­лия, ветрености, надежд, веселья и т.д.)



«Повести Бел­кина» - книга (цикл)повестей; Инсценировка эпизодов: сцена между Лизой и Настей (от слов «По­звольте мне сегодня...» до «...веселое свое предпо­ложение»; сце­на между Лизой и Алексеем (от слов «Лиза ис­пугалась и за­кричала...» до «Молодые лю­ди расста­лись»; сцена между Иваном Петровичем Берестовым и Алексеем (от слов «ИванПетрович менее беспокоился об успехе своих намерений...» до «...если отец заберет что се­бе в голову, то...не выши­бешь»; финаль­ная сцена_(от слов «На другой день Алексей, твердый в сво­ем намере­нии...» до конца повести

словарная работа :ирония, композиция, экспозиция, кульминация, развязка: (благопристой­ность, благоразу­мие, благовоспи­танны, благослове­ние; равнодушие, дружелюбие):



Инд. задания: подготовить сообщение о М.Ю. Лермон­тове (детские годы поэта в Тарханах, жизнь Лермон­това в Москве), используя учебник и до­полнительный материал книги «Читаем, дума­ем, спорим...»

21

М.Ю.Лермонтов Стихотворе­ние «Тучи». Мотивы оди­ночества и тоски поэта-изгнанника




факты его биогра­фии и творческой деятельности ука­занного периода, историю появления стихотворения «Тучи», определе­ние понятий «эпи­тет», «художест­венное сравне­ние», «антитеза», «инверсия», «лек­сический повтор»; понимать: в чем поэт находит сход­ство своей участи с «судьбой» тучек, как меня­ется характер отношения лири­ческого героя к тучам

словарная работа (странники, лазур­ная, изгнанники, тяготит, клевета, наскучили, чужды) .И. Чай­ковский. Симфония №5 (фрагмент): как композитор средст­вами музыки изо­бразил мотив не­воли, узничества, настроение одино­чества и глубокой грусти?

Выучить стихо­творение наи­зусть. Нарисо­вать к нему ил­люстрацию (по желанию). Подготовить выразительное чтение стихо­творения Лер­монтова «Три пальмы»

22

Восточное сказание М.Ю. Лермон­това «Три пальмы». Тема поверженной красоты




понятий «лиро-эпическое произ­ведение» (началь­ные представле­ния), «сюжет», «тема», «компози­ция», «инверсия», «эпитет», «олице­творение», «алли­терация», «поэти­ческая интонация»; художественные средства языка, их роль; как меняется ин­тонационный строй речи, эмо­циональная ок­раска описание оазиса в аравий­ской пустыне (1 строфа); ропта­ние пальм (2 строфа); описа­ние движущегося каравана (3 строфа); гарце­вание арабского всадника (5 строфа), встречу гостей в оазисе (6 строфа); жес­токую сцену ги­бели пальм (7 строфа); безжиз­ненную картину, возникшую там, где еще недавно красовались пальмы и журчал ручей (9 строфа)

А. Хача­турян: концерт для скрипки с оркест­ром, колыбельная из балета «Гаяне»( фило­софскую мысль поэта о дисгармо­нии природы и че­ловека);

словарная работа (аравийская земля, студеная влага, зеленая куща, роп­тать на Бога, ко­леблемы ветром, благосклонный, походные шатры, очи, стан худоща­вый, фарис, кара­ван, питомцы сто­летий, урочный путь, Пророк) восточный колорит сказания.


Подготовить выразительное чтение стихо­творения. Про­читать стихо­творение «Утес», «Лис­ток», «На севе­ре диком»

23

Мотивы оди­ночества в стихотворени­ях М.Ю. Лер­монтова «На севере ди­ком», «Утес», «Листок»




понятий «ком­позиция», «поэти­ческий образ», «образ-символ», «эпитет», «олице­творение», «анти­теза», «аллего­рия», «художест­венное сравне­ние», «инверсия»; антитеза как основной ком­позиционный прием; как от­личаются л на­строение и главная мысль стихо­творения от лер­монтовского? Какое из них вам больше нравится? Почему?

словарная работа: антитеза метафора странничество риза , гонимый, чинара, райские птицы, мо­лит, пришелец, не­былицы. Н.И. Шишкин «На севере диком»( средствами живописи);

чернового вариан­та стихотворения М.Ю. Лермонтова «На севере ди­ком...»; Текст перевода стихотворения Г. Гейне

Ф.И.Тютчевым


Выучить одно из понравив­шихся стихо­творений наи­зусть.

Ответить на вопросы викто­рины по произ­ведениям М.Ю. Лермонтова («Читаем, ду­маем, спо­рим...»). Прочитать рас­сказ «Бежин луг».

Инд. задание: подготовить по материалам учебника уст­ный рассказ-сообщение о И.С.Тургеневе


24

И.С.Тургенев «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей




свое­образие цикла «Записки охотни­ка», исторически реальные детал; автор­ское отношение к героям. Цикл рассказов «Записки охот­ника» и их гу­манистический пафос. какими вы представили се­бе мальчиков? Как можно на­звать рассказы мальчиков: рос­сказнями, преда­ниями, поверья­ми?

Сопоставление рас­сказов мальчиков: какие из них осо­бенно интерес­ны? Как они ха­рактеризуют са­мих героев? Как относится автор к своим героям?



словарная работа :а народные верования, предания , армячок, надетый внакидку, гребешок на поясе, голени­ща, неказистый, щеголять, замашная рубаха, запла­танные портки, онучи, войлочная шапочка, лапти и онучи, свитка, тще­душное сложенье, угловая рогожа; иллюстрации худ. А. Пахомова: сопоставьте художе­ственное описание мальчиков Тургене­вым и иллюстрации художника; Репродукция кар тины В.Маковского «Ночное»: во всем ли произведение Маковского совпа­дает с описанием Тургенева?

Написать сочи­нение по дан­ному началу: «Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня -пять мальчи­ков, которые стерегли ночью табун возле речки Снежедь на Бежином лугу. Каждый из них - характер, в каждом непо­вторимая ду­ша...»

Найти в тексте и отметить пей­зажные зари­совки.

Инд. задание: подготовить художествен­ный рассказ о Бежине луге, включив в него эпитеты, метафоры.


25

Мастерство И.С. Тургенева. Смысл рассказа «Бежин луг»




понятий «пейзаж», «пейза И.С. Тургенев – мастер пейзажа жная зарисовка»;

словарная работа: очерк, рассказ, быличка. лучезарный, лазурный, гуртовики, трогательная кротость, парит по скатам полей; репродукция картины Маковского «Ночное».(сходство и различие с рассказом.)

Выучить близко к тексту отрывок из рассказа «Бежин луг»: 1. «Был прекрасный июльский день… затеплится на нем вечерняя звезда», 2. «Я поглядел кругом…повторился уже далее», 3. Месяц взошел наконец… недолги летние ночи», 4. «Я открыл глаза…пристально поглядел на меня»; инд. Задание: подготовить сообщение о Тютчеве «Усадьба»

26

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века.

Ф.И. Тютчев. Стихотворения.






понятий «лирика», «лирический ге­рой», «лирический образ», «эпитет», «метафор Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображе­нии природы. а», «олицетворение», «строфа»;

Ф.И. Тютчев. Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». ((передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта); романс на стихи Тютчева «Вешние воды» муз. С. Рахманинова.

Нарисовать иллюстрацию к одному из стихотворений. выучить наизусть стихотворение по выбору. Инд. Задание: подготовить сообщение о А.А. Фете.

27

А.А.Фет. Стихотворения




определение понятий «лирика», «лирический ге­рой», «лирический образ», «эпитет», «метафора», «олицетворение», «строфа»; понимать мысль поэта о безыскусственности лирики, стремление Фета остановить мгнове­ние и запечатлеть его в слове; роль восклицания, слышать музы­кальный ритм по­этической речи Фе­та, определять средства художе­ственной вырази­тельности и объяс­нять их роль; художест­венные приемы помогают поэту передать эмо­циональное со­стояние одиноко­го путника в лесу («Ель рукавом мне тропинку за­весила...»)? Чему призывает учиться поэт «у дуба, у березы»? Вы­писать ключевые слова, передающие состояние лириче­ского героя («Еще майская ночь»)

Стихотворе­ния «Ель ру­кавом мне тропинку за­весила...», «Еще майская ночь», «Учись у них - у дуба, у березы...» (переплетение природы и любви). Ф. Шу­берт «Аве Мария»: как музыка Ф.Шуберта соотно­сится со стихотво­рением «Ель рука­вом мне тропинку завесила...»? Романс на слова А.А.Фета «Я тебе ничего не скажу...» (музыка Т.Толстой): как музыка переда­ет настроение ли­рического героя? Почему на стихи Фета на­писано много ро­мансов?

подгото­вить программу концерта, по­священного ли­рике Ф.Тютчева и А.Фета: со­держание, ил­люстрации, му­зыку и т.д.; написать сочинение в любом жанре (напри­мер, в стихо­творной фор­ме) о неповто­римой красоте родной приро­ды. Озаглавить сочинение. Выучить наи­зусть понра­вившееся сти­хотворение. Инд. задание: подготовить устное сообще­ние о Н.А. Не­красове по ма­териалам учеб­ника. Прочи­тать стихотво­рение «Желез­ная дорога»

28

Н.А.Некрасов. Стихотворение «Железная дорога».




оп­ределение понятий «сюжет», «фабула». Н.А.Некрасов -певец тяжелой доли русского народа Какие жизненные впечатления дет­ства и юности поэта нашли от­ражение в его творчестве? По­чему поэт начи­нает рассказ о строительстве железной дороги

описанием пре­красной осенней природы? Как вы понимаете строки: «Многие -в страшной борь­бе,/ К жизни воз­звав эти дебри бесплодные, / Гроб обрели здесь себе»? Что изображает толпа мертвецов? Почему Некрасов называет голод «царем»? В чем смысл та­кого финала?;



словарная работа : эпиграф, кочи, десятник, колтун, заступ, ско­пище, подрядчик, лабаз (лабазник), присадистый, не­доимка.

Подготовить устный рассказ на одну из тем (по выбору): «Всё ли хорошо под сиянием лунным»?; «Правда о строительстве первой желез­ной дороги»; «Рассказ о братьях наших - мужиках». Объяснить

смысл эпигра­фа. Отметить в стихотворении черты реально­го и фантасти­ческого



29

Своеобразие композиции и языка стихо­творения Н.А.Некрасова «Железная дорога»




определе­ние понятий «эпи­граф», «фантасти­ка», «пейзаж», «по­этическая интона­ция», «риториче­ский вопрос», «диалог-спор», «олицетворение», «лексический по­втор», «прямая речь», «фабула», «элементы фабу­лы» (экспозиция, завязка, кульмина­ция, развязка, эпи­лог); какое зна­чение имеет в стихотворении эпиграф «Разго­вор в вагоне»? В чем суть спора генерала и авто­ра? Почему сти­хотворение по­свящается де­тям?




Выучить наи­зусть отрывок из стихотворе­ния Некрасова «Железная до­рога»: от слов «Славная осень!..» -до «...думаю думу свою».

Прочитать по­эму «Дедушка». Подготовить художествен­ный рассказ об истории жизни главного героя



30

В.Ч. Историческая поэма Н.А. Некрасова «Дедушка»




события, положенные в основу поэмы, прототип главного героя; понимать: почему Некрасова волновала декабристская тема

исторический комментарий (1859 г. – манифест об амнистии сосланным в Сибирь декабристам; декабрист Волконский – прототип главного героя).

словарная работа: эполеты, мундир, бечева, барка, озими, рекрут.



Написать сочинение по теме: «Как я понимаю отношение героя поэмы к жизни, людям, истории России»

31

Трехсложные размеры стиха




определе­ние понятий: «сто­па» (двусложная, трехсложная), «дактиль», «ана­пест», «амфибра­хий»;

таблицу «Двусложные и трехсложные размеры стиха; Определить раз­мер стихотворе­ний М.Ю. Лер­монтова «Тучи», «На севере ди­ком»






Найти примеры стихотворений, написанных трехсложными размерами сти­ха. Прочитать рассказ Н.С. Лескова «Лев­ша». Подгото­вить рассказ о тульском мас­теровом. Инд. задание: подготовить связный рас­сказ об авторе «Левши» по материалам учебника и кни­ги «Читаем, думаем, спо­рим...»

32

Н.С. Лесков. «Сказ о туль­ском косом левше и о стальной бло­хе». Изобра­жение русско­го характера




оп­ределение понятий «сказ»(начальное представление), «эпическое повест­вование», содер­жание рассказа «Левша»; как со­четается эпическое повествование (автор) с народной простотой (Пла­тов), заковыристы­ми намеками (Лев­ша) и доверитель­ной таинственно­стью; ха­рактере Левши, используя цитат­ный план в учеб­Нике; почему ко­сой левша в ска­зе не имеет име­ни и даже про­звище его пишет­ся с маленькой буквы?

за­писать синонимы к словам: шедевр, шабаш, дерябнул; выписать из текста рассказа по одному предложению со словами: цейхгауз, бурка, складень; дать толкование афоризму «блоху подковать»; две обложки к сказу «Левша» художни­ков Н. Кузьмина, Кукрыниксов,

Подготовить чтение по ро­лям сцен «Пла­тов у туляков», «Левша у анг­личан», «Анг­личане дарят стальную блоху царю Алексан­дру Павлови­чу»

33

Народ и власть в сказе о Левше.




проблема взаимоотношения народа и власти; каково авторское отношение к геро­ям, роль образа повествователя в сказе. Роль анти­тезы в сказе. Образ повест­вователя. как Левша держит себя при разговоре с ца­рем; почему Левша и его то­варищи взялись поддерживать Платова и с ним всю Россию? Сравнить импе­ратора Алексан­дра с императо­ром Николаем; казачьего гене­рала Платова и императора Александра: ка­ково авторское отношение к ге­роям?

М.И.Платов, рус­ский военный дея­тель, соратник А.В. Суворова и М.И. Кутузова: чем отличается сообще­ние о генерале от изображения Плато­ва в сказе Лескова? : иллюстрации худ. Н. Кузьмина и Кукрыниксов: как художник изобра­зил Левшу и других героев

Групповые за­дания: выпи­сать из текста сказа приемы сказочного по­вествования; пословицы и поговорки; примеры новых слов. Ответить на вопрос: кто и когда их произ­носит?

34

Особенности языка сказа Н. Лескова «Левша»




сходство и разли­чия между сказом Лескова и вол­шебной народной сказкой (место и время действия, рассказчик, глав­ные герои, наличие волшебной силы); роль простонародных и новых каламбур­ных слов и оборо­тов в сказе, свое­образие его сюже­та и композиции; Сказ Лескова и фольклор. Особенности языка. Приемы сказочного по­вествования: зачин, повторы, диалоги, кон­цовка и их роль в произведе­нии. Понятие каламбура

словарная работа : неологизмы, про­стонародная лекси­ка, просторечные слова, каламбур, омоним); фразео­логизмы (маху да­ли, дело вдовье, снег на голову, блоху подковали

Написать сочи­нение на тему «За словесной игрой - не только забава, но и обличе­ние» (по сказу Н.С. Лескова «Левша»). Решить кросс­ворд (по книге «Читаем, дума­ем, спорим...»). Подготовиться к контрольной работе

35

Контрольная итоговая ра­бота по сказу Н.С. Лескова.




Изображение русского харак­тера. Народ и власть в сказе. Автор-повествова­тель. Особен­ности языка сказа




Прочитать рас­сказ Н.С. Лес­кова «Человек на часах». Инд. задание: подготовить сообщение о порядках в рус­ской армии времен царст­вования Нико­лая I

36

В.Ч. Н.С. Лесков. Рассказ «Человек на часах».




смысл понятий: «анекдот», «пара­докс»;

Понимать: почему автор изменил первоначальное заглавие «Спасе­ние погибавшего»; каковы мотивы, побудившие солда­та Постникова спа­сти тонущего чело­века; идею расска­за, авторское от­ношение к герою. прав ли Постников, кото­рый не смог про­тивиться голосу сердца и спас тонущего? Как отреагирова­ло воинское начальство на его поступок? Нико­лай Иванович Миллер, полков­ник Свиньин, обер-полицмейстер Кокошкин: чем все эти герои озабочены?



эпоха царствования Ни­колая I. словарная работа : молить о помощи, истерзаться серд­цем, искушение, благороднейшее сострадание, честь, честность, чут­кость; анекдот, па­радокс

Создать иллю­страцию по лю­бому эпизоду рассказа, со­проводив её цитатой из тек­ста. Прочитать рас­сказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий». Инд. задания: подготовить рассказ о Че­хове по воспо­минаниям И.А. Бунина, В.Г. Короленко, К.И. Чуковского

37

А.П. Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий»




определение понятий «юмор», «художественная деталь», «антоним»; понимать: смысл названия рассказа. Юмор чеховских рассказов. Речь героев и художественная деталь как источник юмора. Разоблачение чинопочитания и лицемерия в рассказе.

словарная работа: притворство, фальшь, чинопочитание, лакейство, приспособленчество, чувство собственного достоинства, антоним, контраст. фразеологизмы, характеризующие речь человека: соловьем поет, как дятел, ручейком журчит, скрипит, как несмазанное колесо.

Пересказ рассказа «Смерть чиновника»



38

В.Ч. Рассказ А.П. Чехова «Смерть чиновника»




определение понятий «юмор», «сатира»; понимать: смысл названия рассказа. Юмор и сатира в рассказе. рабская угодливость, чинопочитание, самоуничижение - уродливые явления человеческой жизни.

словарная работа: самоуничижение, чинопочитание, рабская угодливость, юмор, сатира, карикатура

Написать сочинение на тему: «За какого человека боролся Чехов в своих рассказах?». Прочитать А. Грин «Алые паруса»

Из русской литературы XX века. (2 ч.)

39-40

А.А.Грин. Феерия «Алые паруса».




смысл понятия «феерия»; тезисный план прочитанной ста­тьи, находить в ро­мане яркие, не­обычные события, элементы фанта­стики, образы-символы; анализи­ровать авторский стиль, отмечая его ритмичность, музы­кальность, обилие эпитетов, метафор, сравнений. Почему Ассоль и Лонгрен назвали собирателя ска­зок Эгля волшеб­ником, а жители Каперны - колду­ном?

Почему жители Каперны не поют песен и не рас­сказывают ска­зок? Как их это характеризует? Почему нищий и жители Каперны говорят не «алые» паруса, а «красные»? Почему свое по­вествование А. Грин назвал феерией?



словарная работа : бриг, Летучий Голландец, фантом).


Прочитать сказку-быль А.П. Платонова «Неизвестный цветок». Инд. задания:

подготовить сообщение о писателе по материалам учебника; об истории созда­ния сказки-были «Неиз­вестный цве­ток».

Подготовить пересказ собы­тий сказки: от лица девочки Даши или от имени цветка (на выбор), ис­пользуя цитаты из текста сказки


41

А.П. Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок».




почему автор назвал свое произведение сказ­кой-былью, чем сказка Платонова отличается от на­родных сказок, ска­зок Пушкина, Ер­шова; размыш­ления автора о не­прерывности жиз­ни, необходимости постоянного труда для ее продолже­ния; авторское от­ношение к героям повествования; Почему писатель, размышляя о не­прерывности жиз­ни, необходимо­сти постоянного труда для ее продолжения, создает сказку, героями которой являются цветок и девочка? Составить таб­лицу «Сказочное и реальное в произведении»

иллюстрация худ. В. Горяева; словарная работа : ветер один гулял по пустырю, сухая мертвая глина, тру­дился день и ночь, не хотел жить пе­чально, отчего ты на других непохо­жий, они хотели, чтобы и на пустыре земля стала доб­рой.

Прочитать сказку-быль М. Пришвина «Кладовая

солнца».Инд. задание: подготовить сообщение о писателе, ис­пользуя статью учебника и ма­териалы книги «Читаем, дума­ем, спорим...»



42

М.М. Пришвин. Философская притча «Кладовая солнца».




смысл понятий «сказка-быль», «философ­ская притча»; от­ношение рассказ­чика к леснику Антипычу; смысл слов Антипыча; сказочные и реали­стические моменты повествования. Две загадки Анти­пыча: «что есть правда, какая она, где живет, как ее найти» и совет «ходить голенькими и разутыми». Образ мудрого правдоискате­ля-рассказчика. В чем мудрость старого Антипы­ча

словарная работа : сказка, быль,

притча, философская притча


Выделить в тексте эпизоды, связанные с образом Насти.



Подготовить план рассказа о героине произ­ведения

43

Тропа Насти




смысл прозвища Насти - «золотая курочка», автор­ское отношение к главной героине почему Настя забыла о Митраше? Что осуждает в ее поведении ав­тор? Чему учит нас автор, изо­бражая в повест­вовании путь На­сти?; (жадность, раздра­жение, озлобление губят душу челове­ка, заставляя за­быть о любви и до­бре; искупить вину перед людьми можно только доб­ротой, любовью и щедростью). С каким чувством говорит писатель о герои­не?

иллюстрация худ. Е. Рачева; существи­тельные с умень­шительно-ласкательными суффиксами, ха­рактеризующие Настю.

Выделить в тексте все эпи­зоды, связан­ные с образом Митраши, со­ставить план его характери­стики

44

Выделить в тексте все эпи­зоды, связан­ные с образом Митраши, со­ставить план его характери­стики




смысл выражения «мужи­чок в мешочке», авторское отноше­ние к герою ; все тропы человеческие сли­ваются в одну большую общую дорогу - дорогу жизни; пройдя ис­пытания, герои по­няли, как дороги друг другу. Характеристика образа Митра­ши: черты ха­рактера, пове­дение, отноше­ние к окружаю­щим. Авторское отношение к герою




Ответить на во­просы: что заста­вило Митрашу пойти по неизве­данному пути; чему учит нас автор, изображая в повествовании тропу Митраши?

45

Р. Р. Сочинение -сравнительная характеристика Насти и Митраши.




последовательность раскрытия темы ;сравнительная характеристика Насти и Митраши




Дописать сочинение дома

46

«Великий храм природы» в сказке-были «Кладовая солнца». Смысл названия повести




взаимосвязь между явлениями природы и жизнью человека; зачем писатель вводит в повествование рассказ о ели и сосне, растущих вместе; почему этот эпизод помещен в самом начале описания пути героев? Какой смысл вкладывает писа­тель в словосо­четание «кладо­вая солнца»?




Написать сочинение на тему: «Как я понимаю смысл названия сказки-были «Кладовая солнца». Прочитать рассказ Ю.М. Нагибина «Мой первый друг, мой друг бес­ценный...» Инд. задание: подготовить сообщение о писателе (по книге «Читаем, думаем, спо­рим...»)

47

В.Ч. Рассказ Ю. Нагибина «Мой первый друг, мои друг бесценный...»




истинная дружба одно из самых цен­ных явлений жизни

человека. как характеризует героев рассказа возник­ший между ними конфликт? Почему через год их дружба возобно­вилась?

«Если мерить мою жизнь по­следним поступ­ком Павлика, разве могу я счи­тать, что ни в чем не виноват?»: о какой вине гово­рит писатель? Как вы понимаете смысл этих слов?


стихотворение А.С. Пушкина «И.И. Пущину»( почему Ю. Нагибин назвал рассказ по первой строчке стихотворения А.С. Пушкина); иллюстрация художника И.Пчелко

Инд. задания: подготовить устные сообщения о жизни и творчестве поэтов фронтового поколения: К.М. Симонове, Д.С. Самойло­ве



48

Р.Р. Стихотворе­ния о Великой Отечествен­ной войне.




Почему, говоря о беде, обрушившейся на родную землю, поэт вспоминает о женщинах и стариках (по сти­хотворению «Ты помнишь, Алеша, дороги Смолен­щины...»)? О ком: о себе или о целом поколе­нии говорит поэт Д.Самойлов в стихотворении «Сороковые»?

историко-литературный ком­ментарий (период Великой Отечест­венной войны и деятельность писа­телей и поэтов фронтовиков). ;словарная работа : солдатки, встарь, тракт, погост, око­лица, салопчик плисовый, пажити; перестуки эшелон­ные, погорельцы, полустанок, замурзанная ушанка, ки­сет, мундштук, ба­лагурить, пайка

Выразительно читать или вы­учить наизусть одно из стихо­творений. Про­читать рассказ А.Астафьева «Конь с розо­вой гривой». Инд. задания: подготовить устный рассказ о писателе В.П.Астафьеве; выразительное чтение эпизода «Я отправился по землянику, чтобы трудом заработать пря­ник...»; подготовить устный рассказ об одном из героев рассказа, опираясь на текст

49

В.П.Астафьев. Рассказ «Конь с розовой гривой»




почему детей дяди Левонтия писатель называет «орлы», «братья», «орда», «народ»? Что можно ска­зать об автор­ском отношении к ним? Какие жизненные уроки извлек ге­рой из этой исто­рии? Почему он не может забыть «бабушкиного пряника... дивно­го коня с розовой гривой»?





Составить словарик «сибирских» диалектизмов, местных слов. Подумать над во­просом: почему писатель ис­пользовал их в своем произве­дении?

Из русской литературы XX века. (22)

50

В.Г.Распутин. Рассказ «Уроки французского»




понятия: «герой-повествователь»,

«рассказ», «посвящение», «предисловие», «приемы характеристики героя»;

какие испытания выпадают на долю главного героя. Почему мальчик начинает играть

на деньги? Почему это осуждают взрослые? Сравнить два описания полян­ки, на которой ребята играют на деньги («Федька повел меня за огороды...» до «Мы подошли.»; «За мной кинулся было Птаха...» до «...человека несчастнее ме­ня»). Что изме­нил автор? Почему? Оказало ли влия­ние на формиро­вание характера героя то время, в котором он жил?



Исторический комментарий:послевоенное трудное время (карточная система снабжения продуктами, послевоенный голод, государственные за­емы, тяготы кол­хозного труда).словарная работа: по­луторка, райцентр, облигации, чирки.; иллюстрация худ. И. Пчелко:

Отобрать материал, связанный с историей игры в «замеряшки».

Подумать над вопросом: по­чему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником? Как вы расце­ниваете этот поступок?


51

Душевная щедрость учи­тельницы, ее роль в жизни мальчика. Смысл назва­ния рассказа




смысл названия рассказа, мотивы поведения Лидии Михайловны, ре­шившей помочь мальчику; смысл посвящения и пре­дисловия. почему Лидия Михайлов­на решилась на игру в «замеряшки» со своим уче­ником? Как вы расцениваете этот поступок? Кто прав в споре «о педагогиче­ских принципах»: учительница или директор школы? Почему рассказ называется «Уроки француз­ского»?

В чем смысл по­священия и пре­дисловия?



В.Астафьев «Конь с розовой гривой»: что общего между этим произведени­ем и рассказом В.Распутина «Уро­ки французского»?

Подготовиться к классному сочинению на темы (по выбо­ру): «Добро возвращается добром», «Истинное добро бескоры­стно», «Жиз­ненные уроки» (по рассказам В. Астафьева и В.Распутина)



52

Урок контроля.

Классное со­чинение по произведени­ям В. Астафь­ева и В.Распутина






сочинение-рассуждение Знать трехчастную композицию сочи­нения (вступление, основная часть, заключение). Темы сочине­ний: «Добро возвращается добром», «Ис­тинное добро бескорыстно», «Жизненные уроки»




Прочитать рас­сказ В. Шукши­на «Срезал». Инд. задание: подготовить чтение по ро­лям эпизода разговора за столом от слов «В какой об­ласти выявляе­те себя?...» до слов «Мужики засмеялись», заочную экс­курсию в село Сростки

53

Писатели улыбаются. «Чудики» Василия Макаровича Шукшина. Рассказ

«Срезал»





смысл его названия; Особен­ности характе­ров героев-«чудиков» в рассказе В.М.Шукшина; действи­тельно ли Глеб Капустин «сре­зал» кандидата? Против кого на­правлен смех В. Шукшина?

иллюстрация худ. И. Пчелко

Прочитать рас­сказ В.Шукшина «Сельские жи­тели». Подго­товить чтение по ролям эпи­зода составле­ния письма в Москву

54

В.Ч. Рассказ В.Шукшина «Сельские жители»




автор­ское отношение к героям рассказа -бабке Маланье и ее внуку Шурке (не­посредствен­ность, просто­душие, наив­ность, трога­тельное обая­ние героев). Не­посредствен­ность, просто­душие, наив­ность, трога­тельное обая­ние героев. Ав­торское отно­шение к героям Ав­торское отно­шение к героям

словарная работа : наивность, непо­средственность, добродушие, про­стодушие, трога­тельное обаяние.

Прочитать рас­сказ Ф. Искан­дера «Трина­дцатый подвиг Геракла». Инд. задание: подготовить художествен­ный пересказ отрывка из ав­тобиографиче­ского рассказа Ф. Искандера «Начало» (по книге «Читаем, думаем, спо­рим»)

55

Ф.А.Искандер. Рассказ «Три­надцатый подвиг Геракла»




смысл названия рассказа, нравственный и философский смысл шутки учи­теля. Влияние учителя на формирование детского харак­тера. Юмор и его роль в рас­сказе. что обще­го у героя произ­ведения с рас­сказчиком из «Тринадцатого подвига Герак­ла»?

Можно ли утвер­ждать, что рас­сказ Ф. Исканде­ра - произведе­ние юмористиче­ское?

Как вы понимаете фразу писателя:

«Конечно, слиш­ком бояться вы­глядеть смешным не очень умно, но куда хуже совсем не бояться это­го»?



исторический ком­ментарий (Древняя Греция, Пифагор, древнегреческий философ Диоген).:словарная работа: (компромисс, Ге­ракл, Диогенович, претензия, фило­софствовать).

Вспомнить смешной слу­чай из школь­ной жизни. На­писать о нем сочинение: на­пример, «Од­нажды я не вы­учил урок...». Решить кросс­ворд «Фазиль Искандер. Три­надцатый под­виг Геракла» (по книге «Чи­таем, думаем,

спорим...»). Прочитать сти­хотворения А. Блока «Лет­ний вечер», «О, как безумно за окном...» и под­готовить их вы­разительное чтение. Инд. задание: подготовить устный рассказ об А.Блоке



56

Родная при­рода в стихо­творениях по­этов 20 века. А.А. Блок. Стихотворе­ния.




оп­ределение понятий «лирический ге­рой», «эпитет», «художественный образ», «антите­за.

как ли­рика А. Блока пере­дает трагическое мироощущение человека начала 20 века. какие худо­жественные средства исполь­зует А. Блок, что­бы передать со­стояние тревоги, волнения, со­страдания к лю­дям, лишенным крова?

Почему в пей­зажном стихо­творении «Лет­ний вечер» в за­ключительной строфе появля­ется образ чело­века?


словарная работа : мироощущение, настроение, ду­шевный покой, гармония, реаль­ность, символ

Подготовить выразительное чтение стихо­творений. Нарисовать иллюстрацию к любому стихо­творению (по желанию). Инд. задание: подготовить краткий связ­ный рассказ о поэзии С. Есе­нина



57

С.А.Есенин. Стихотворения.




определение понятии «образ», «фольклорный образ», «сравнение», «олицетворение»,«аллитерация. почему поэт, говоря о дорогой его сердцу природе,

не находит высоких, возвышенных слов, а говорит: «неприглядная дорога»,

«чахленькая местность»? Чем объясняет поэт свою кровную связь с неяркой русской приро­дой? Какие качества характера лири­ческого героя раскрыл в своем чтении актер?


пушкинские и лермонтовские традиции в лирике С.Есенина.; песня «Над окошком месяц. Под окошком ветер...» на слова С.Есенина

Нарисовать иллюстрацию к одному из стихотворении С.Есенина, передавая палитрой красок настроение, тонкий лиризм, чувства. Инд. задание:

подготовить сообщение об А.А.Ахматовой


58

А.А.Ахматова. Стихотворе­ние «Перед весной бывают дни такие...». Постижение красоты




осо­бенность лирики поэтессы - ассо­циативность (не говорить о чувствах прямо, а только намекать на них) и доверительность; как, по мнению поэта, весна преобра­жает чувства, ощущения, физи­ческое состояние человека? Прислушайтесь к интонациям ак­трисы, к тому, как она сдержанно и в то же время трепетно переда­ет чувства поэта.

словарная работа : преображение, ассоциация.

Нарисовать иллюстрацию к стихотворению (по желанию); выучить наи­зусть стихотво­рение «Перед весной бывают дни такие...»

59

Н.М. Рубцов. «Тихая» лирика.




ка­кие чувства испы­тывает лирический герой Н.Рубцова; Человек и природа в «тихой» лирике Н.М. Рубцова. Искренняя лю­бовь к Родине и близким лю­дям. Особенно­сти лирики Н. Рубцова. Основные мо­тивы лирики поэта нек;

остоянные образы (свет, звез­да, ого ); : развитие лириче­ского сюжета, ху­дожественное про­странство, строфа, композиция, эпите­ты, антитеза, лек­сический повтор, восклицательная интонация, символ, метафора Стихотворения «Звезда полей«, «Листья осенние», «В горнице». Музыка

Г.Свиридова(Чем со­звучны стихи и му­зыка?)




Групповые за­дания: подгото­вить сценарий праздника, по­священного изображению родной приро­ды в стихотво­рениях русских поэтов 19 и 20 века.

Выучить одно понравившееся стихотворение наизусть. Инд. задание: подготовить устный развер­нутый ответ на вопрос «Верю ли я в спаси­тельную силу книги?»



Из зарубежной лит-ры (10+1)

60

Мифы Древ­ней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид»




определе­ние понятий «миф», «мифоло­гия», «герой в древнегреческой мифологии», «ки­фара», «певцы-рапсоды»; время появления мифов; о фразеологизмах древнегреческого происхождения; авторов Н.А.Куна и Р.Грейвса, англий­ского поэта и ми­фолога; почему для понимания многих произве­дений культуры и искусства необ­ходимо знать мифы и мифоло­гию? мировосприя­тие древнего чело­века, его понима­ние добра и зла; отличие мифа от сказки

Названия каких планет солнеч­ной системы, звезд и созвез­дий, известных вам, взяты из ан­тичной мифоло­гии?

Какие качества человека про­славляют мифы о двенадцати под­вигах Геракла? . От­ражение в древнегрече­ских мифах представлений об идеальном человеке


словарная работа : авгиевы конюшни, яблоко раздора, ахиллесова пята, олимпийские игры. В мифе о двена­дцатом подвиге Геракла встреча­ются имена мифо­логических персо­нажей: Амфидимант, Атлас, Антей, Гера, Геспериды, Гея, Зевс, Нерей, Посейдон, Бусирис, Фрасий, Эфап: кем они были

Написать сочи­нение об одном из подвигов Геракла. Самостоятель­но прочитать про остальные подвиги Герак­ла, легенды о его жизни по книге Н.Куна. Прочитать ле­генду об Арионе.

Групповое за­дание: подгото­вить художест­венный рассказ об Арионе (его прошлом, роде занятий, пове­дении во время смертельной опасности). Инд. задание: подготовить выразительное чтение стихо­творения А.С.Пушкина «Арион»



61

Сказания о поэтах-певцах в греческой мифологии.Геродот. Легенда об Арионе




определе­ние понятий «Ле­генда», «миф», «реальность»; понимать, в чем отличие мифа от легенды; Миф и реаль­ность; : почему поэты, музыканты, пев­цы почитались древними грека­ми наравне с ге­роями, совер­шающими много­численные под­виги, избавляю­щими мир от чу­довищ?

сопостав­ление произве­дений художест­венной литерату­ры (легенды об Арионе Геродота и стихотворения А.С.Пушкина «Арион»); словарная работа :тиран, кифара, кифаред, дифи­рамб.

какие сказания из книги «Легенды и мифы древ­ней Греции» Н.А.Куна явля­ются легенда­ми, а какие -мифами? Прочитать от­рывок из «Илиады» (песнь 18) и «Одиссеи» («Одиссей на острове цикло­пов»). Подготовить вырази­тельное чтение отрывков. Инд. задания: подготовить устные сооб­щения «Гомер и его поэмы «Илиада» и «Одиссея»; «Значение по­эм Гомера»

62-63

Гомер и его героические поэмы «Илиада» и «Одиссея»




понятие «героического эпо­са» (начальные представления), признаки и отличи­тельные особенно­сти героического эпоса, определе­ние понятий «ги­пербола», «посто­янный эпитет», «гекзаметр», «ан­тичная мифоло­гия»;

Изображение героев и герои­ческих подви­гов. Великие испытания, вы­павшие на до­лю героев. Противоречи­вые образы Одиссея и Ахилла: высо­кое и низкое, возвышенно-поэтическое и житейски-прозаическое. Мысль Гомера о многообразии и богатстве да­рований чело­века. почему на щите героя Ге­фест изображает сцены сельского труда и празд­ничного танца юношей и деву­шек?

Гомер назвал Одиссея «хитро­умным», «много­страдальным», «богоравным». Как Одиссей оп­равдывает эти характеристики в эпизоде с цикло­пом Полифемом? В чем схожи и чем отличаются герои Ахилл и Одиссей? Что общего у Одиссея с Герак­лом и чем эти герои отличаются друг от друга? Рассказ о при­ключениях Одис­сея: миф или ле­генда?


Словарная работа: эпос как род литерату­ры, гипербола, по­стоянный эпитет, сюжетная основа поэм, гекзаметр; иллюстрации Д.Бисти к «Илиа­де» и И.Пчелко «Одиссей на ост­рове циклопов»: какие эпизоды по­эмы изобразили художники? Русский язык: словарная работа (ритор, оратор, ки­фара, талант, Арей, Афина-Паллада, Ариадна, Дедал)

Самостоятель­но прочитать отрывок «Пла­вание Одиссея мимо острова сирен и мимо Сциллы и Ха­рибды». Нари­совать к нему иллюстрацию, придумать на­звание к ней. Групповое за­дание: нарисо­вать 3-4 кадра диафильма «Одиссей у циклопа Поли­фема».

Прочитать 4,6,7 главы из рома­на «Дон Кихот». Инд. задание: подготовить устное сообще­ние о Мигеле де Сервантесе(на материале книги «Читаем, думаем, спо­рим...»)



64

В.Ч.Мигель де Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот»




смысл понятий «пародия», «рыцарский ро­ман»;

почему перед смертью Сервантеса о нем говорили, что умирает послед­ний рыцарь и со­весть Испании? Сравните Дон Кихота и Санчо Пансу: в чем про­является их про­тивоположность и глубокое внут­реннее сходство; художе­ственный пере­сказ эпизодов «Посвящение в рыцари», «При­ключения на по­стоялом дворе», «В замке герцо­га», «Возвраще­ние домой»



сти­хотворение Д.С. Мережковского «Дон Кихот»:(най­дите ключевые строки стихотворе­ния)

Ответить пись­менно на один из вопросов (по выбору): «Чем близок и дорог роман Серван­теса «Дон Ки­хот» людям нашего време­ни?» или «По­чему роман Сервантеса отнесен к числу ста великих книг мира»? Подготовить выразительное чтение балла­ды Ф. Шиллера «Перчатка» в переводах М.Ю. Лермон­това и В.А. Жу­ковского. Инд. задание: подготовить устное сообще­ние о поэте и драматурге

65

И.Ф.Шиллер. Баллада «Перчатка»




определение поня­тия «баллада как литературный жанр», ее отличие от былины и песни; Рыцарь - герой, отвер­гающий награ­ду и защи­щающий дос­тоинство и честь. Пробле­ма благородст­ва, достоинства и чести в бал­ладе Шиллера. почему рыцарь Делорж, герой баллады, отказался от на­грады за свой подвиг?

Зачем в балладе, которая называ­ется «Перчатка», так подробно описываются звери? Как история с перчаткой рас­крыла характеры персонажей и их взаимоотноше­ния?

Сравнить два перевода, сде­ланные В.А. Жу­ковским и М.Ю. Лермонтовым: какой из перево­дов легче читает­ся? В каком ярче выражена мысль об игре жизнью человека и более резко и вырази­тельно прозвучал ответ рыцаря? Жанр «Перчатки» определяют по-разному: балла­да, повесть, рас­сказ. К какому жанру вы склон­ны отнести это произведение?


словарная работа (благородство, честь, достоинство, честолюбие; ка­приз, прихоть, пре­небрежение)

Написать мини-сочинение на тему: «В чем заключается смысл назва­ния баллады И.Ф.Шиллера?» Прочитать но­веллу П. Мери-ме «Маттео Фальконе». Подготовить рассказ о нра­вах корсикан­цев. Ответить на вопрос: ка­кова сила тра­диций в корси­канской среде? Инд. задание: подготовить сообщение о П.Мериме

66

П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе»




оп­ределение понятия «новелла»; . Кон­фликт естест­венной жизни и цивилизованно­го общества. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение как соче­таются романти­ка, окружающая Маттео Фалько­не, с уродливо­стью сознания, порожденного окружающей ди­костью? Свой ответ подтвер­дить цитатами. В чем смысл на­звания новеллы? Сравнить про­заический и сти­хотворный тек­сты: какова раз­ница в чтении двух отрывков?




Прочитать гла­вы из романа «Приключения Гекльберри Финна». Инд.задания: подготовить сообщение о писателе; рас­сказ о памятни­ках героям М.Твена; крат­кий пересказ событий, про­изошедших с Томом и Геком, прежде чем они вновь встрети­лись

67-68

В.Ч. М. Твен. Роман «Приключения Гекльберри Финна»




оп­ределение понятий «комическое», «юмористическое»; Приемы созда­ния детских характеров. Юмористиче­ское и комиче­ское в романе. как харак­теризует Тома и Гека их поступок: это баловство, серьезная и бла­городная затея и или что-то еще? В чем смысл сравнения Тома Сойера и Дон Кихота, Гекль­берри Финна и Санчо Пансы? Как вы понимаете слова

Э.Хемингуэя: «Вся американ­ская литература вышла из одной книги М.Твена»?




кадры диа­фильма «Приклю­чения Тома Сойе­ра»: какие события запечатлены здесь?

Изображение па­мятника героям М.Твена (скульптор Б.Хаббард)



Нарисовать иллюстрацию к понравившему­ся эпизоду ро­мана. Озагла­вить её слова­ми из текста. Решить кросс­ворд (по книге «Читаем, дума­ем, спорим...»). Прочитать от­рывки из сказ­ки А. де Сент-Экзюпери «Ма­ленький принц» (по учебнику и книге «Читаем, думаем, спо­рим...»). Инд. задание: подготовить сообщение о писателе


69

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» - фи­лософская сказка и муд­рая притча




оп­ределение понятий «философская сказка», «притча», «символ» (началь­ные представле­ния); фило­софский смысл сказки;

что бывает, когда дети откры­вают мир взрос­лым, когда взрос­лые умеют слы­шать детей



Словарная работа: филосовская сказка, притча

Подготовиться к итоговой контрольной викторине

70

Итоговый урок. Урок контроля. Литературная викторина










Список чтения на лето.

с. 1

скачать файл