Формирование категорий абстрактного мышления на примере эволюции


с. 1
Формирование категорий абстрактного мышления на примере эволюции еврейского календаря
Бимбат Леонид

аспирант каф. Иудаики ИСАА МГУ

leonid.bimbat@gmail.com
В кашне, ладонью заслонясь,

Сквозь фортку крикну детворе:

Какое, милые, у нас

Тысячелетье на дворе?



Пастернак Б.Л., из стихотворения «Про эти стихи» (лето, 1917)
Для тех, кто живет по еврейскому календарю, идет шестое тысячелетие. На дворе 5773 год от сотворения мира.

Данная работа посвящена истории еврейской календарной системы. Годичный цикл праздников и памятных дат претерпевал значительные изменения, появлялись новые праздники, а старые даты обретали новый смысл. Лунный календарь с течением времени трансформировался в лунно-солнечный, праздники сельскохозяйственного цикла стали сначала храмовыми («паломническими») праздниками, а затем превратились в даты, имеющие метафорический смысл (не всегда явно выраженный).

Еще более явный пример эволюции еврейского календаря – смена систем летоисчисления, что происходило неоднократно.

В работе мы предполагаем показать, как изменение мышления приводило к изменениям в восприятии окружающего мира, а это, в свою очередь, неизбежно вело к переосмыслению основных элементов еврейской религии. В этой эволюции для нас прежде всего важно проследить трансформацию календарной системы.

Наша работа соответствует теме кандидатской диссертации, которая посвящена изучению природных и календарных метафор в мидрашах (библейских толкованиях) IV-VII вв. н.э.

Календарь библейского (Храмового) иудаизма

По Луне или по Солнцу?


Достоверных сведений о календарной системе храмового иудаизма нет. На это указывают многие исследователи. Еврейская Библия (также известна как «Ветхий Завет») завершенной картины не даёт1. Неизвестно, как велся счёт годам. Бытие 1:14 предполагает, что Солнце и Луна играют определенную роль для отсчёта годов, установления дат праздников. Там говорится:

И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов2.

Текст Псалма 104 (Пс 104:19) указывает на то, что могло учитываться только движение Луны:



Он сотворил луну для указания времен, солнце знает свой запад3. 

«Куда ни проникает взгляд хронолога, он везде обнаруживает именно лунное счисление в основе первичного календаря», - писал исследователь календарных систем Н.И. Идельсон4. Действительно, на ранних этапах еврейской истории луна играла определяющую роль в определении дат календаря. В Торе (Пятикнижии Моисеевом) есть указания на особые жертвоприношения, которые должны приноситься в новомесячья. Также на основании известного высказывания одного из библейских персонажей («Не суббота и не новомесячье», 4 Цар 4:23) мы можем сделать вывод о том, что сам день рождения новой луны был, как минимум, днем торжественных собраний, наряду с субботой, и имел потому очень высокий статус, который в дальнейшем был утерян. Кроме того, два главных праздника – Песах и Суккот – начинаются в полнолуние.


Летоисчисление – от Исхода из Египта


Какая заповедь является первой из тех, которые были даны еврейскому народу? Это вовсе не обрезание, как думают некоторые. Действительно, заповедь об обрезании была дана Аврааму, но ещё не существовало народа. Был только семейный клан Авраама, знаком принадлежности к которому являлось обрезание. Об этом говорит книга Бытия, когда описывает заключение Завета между Всевышним и Авраамом. В дальнейшем речь идёт о потомках Авраама, Ицхаке (Исааке) и Яакове (Иакове, он же получает имя Израиль). В результате поистине детективной истории сыновья Яакова-Израиля попадают в Египет. Нам ничего не сообщается о том, по какому календарю жили потомки Яакова-Израиля. Но мы видим их статус – они являются рабами, а поэтому не имеют возможности контролировать своё время. Значит, они жили по календарю древнего Египта, полностью подчиняясь календарному ритму египтян.

Начало освобождения из Египетского рабства является и началом летоисчисления. 12 глава книги Исход описывает первую заповедь, которая даётся народу, появляющемуся в этот самый момент. Теперь это не рабы, а свободный народ. Исх 12:2 предписывает: «Месяц этот будет для вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года». Речь идёт о весеннем месяце, называемом Авив («весна»), в котором происходит Исход из Египта. В результате рождается новый народ. Здесь мы видим первый намёк на будущую календарную метафору: начало года, весна, связывается с понятием рождения. Это соотносится и с циклом сельского хозяйства. Перед нами – одна из универсальных метафор: весна = рождение.

Исход из Египта фиксирует и начало летоисчисления. Если перевести на современный язык, то Исх 12:2 говорит нам: вы должны основать новую календарную систему, точкой отсчета для вас станет Исход из Египта. В дальнейшем повествовании Пятикнижия мы видим, что все события исчисляются от Исхода. Так, Скиния Завета (Мишкан) устанавливается и торжественно освящается «в первый месяц второго года, в первый день месяца» (Исх 40:17). Библейская хронология вплоть до строительства Храма царем Соломоном в Иерусалиме ведется от Исхода из Египта. 3 Цар 6:1 сообщает, что царь Соломон начал строить Храм «в четыреста восьмидесятом году от исхода сынов Израиля из земли Египетской».

Начало нового летоисчисления неоднократно было связано в мировой истории с большими социальными изменениями, такими как революции, перевороты, смены правящих династий. Так, через несколько лет после Великой Французской революции был изменен календарь. За точку отсчета новой эры была принята дата провозглашения республики (22 сентября 1792), появились новые названия месяцев – Термидор и т.д. Этот календарь действовал в течение двенадцати лет, с 1793 по 1805 гг.5. В России после Октябрьской революции было принято решение ввести новый календарь. Смене социального строя соответствовало и введение нового (грегорианского) календаря, принятого в Европе. Даты стали отсчитываться «по новому стилю». Позднее, в начале 1930-х годов, календарная реформа упразднила названия дней недели, была введена «семидневка». Понедельник назывался «первый день семидневки», вторник – «второй день» и т.д. Но, как и в случае с французским революционным календарем, эти радикальные новшества были достаточно скоро отменены.

В случае с еврейским календарём мы увидим, что дата начала строительства Храма – последнее событие еврейской истории, которое имеет привязку к Исходу из Египта.

Изменение летоисчисления после царя Соломона


После установления царской династии в Иерусалиме даты начинают считаться в соответствии с правлением того или иного царя. Так датируются события в 3-й и 4-й Книгах Царств: указывается год царствования, без какого-либо соотнесения с Исходом из Египта. Знаменитое видение пророка Исайи, которое послужило вдохновением для пушкинского стихотворения «Пророк», начинается словами: «В год смерти царя Озии видел я Господа...» (Ис 6:1) Иногда могут встречаться указания на особые природные явления, что является дополнительным хронологическим ориентиром. Так, в книге Пророка Амоса есть упоминание землетрясения (Амос 1:1).

Таким образом, происходит утверждение новой системы летоисчисления. Счёт годов «по царям» продолжался вплоть до разрушения Первого Храма. С началом Вавилонского плена утрачивается политическая независимость. Евреи теперь ведут отсчёт годов в соответствии с правлением Вавилонских, а затем Персидских царей. Книга Эстер (Эсфирь) указывает на время описываемых событий: «И было во дни Артаксеркса...» (Эсф 1:1). Указ царя Кира, разрешающий евреям вернуться в Землю Израиля, датируется «первым годом Кира, царя Персидского» (Книга Эзры 1:1).


От сельскохозяйственных к паломническим праздникам


На примере изменений, происходящих с календарной системой, мы можем судить об эволюции еврейской религии в целом. Не случайно в Пятикнижии содержится несколько описаний системы праздников. От одного описания к другому мы видим, как происходит трансформация календаря. Первое описание самого главного праздника – Песаха – полностью соответствует древним скотоводческим праздникам. Исх 12 сообщает, что необходимо было взять барашка, зажарить его, мясо должно быть съедено в ночь праздника в семейном кругу, никакая часть животного не посвящается Богу. В этом праздновании не принимают участие священники, нет алтаря. Особо подчеркивается семейный характер праздника. Из слов «И когда скажут вам дети ваши…» (Исх 12:26) можно сделать вывод о том, что в ночь праздника рассказывалось об Исходе из Египта. Мы видим доминирование устной культуры, культуры рассказа, ещё нет письменного текста. Перед нами рассказ, а не книга. Праздник отмечается весной, это время приплода ягнят, именно в это время года у многих скотоводческих народов происходили ритуальные жертвоприношения первенцев скота (считалось, что это служит фертильности). Этот весенний праздник описывается ещё в самом начале Книги Исхода (Исх 5:1), таковы и два других описания в этой книге (Исх 23:14-17; 34:18-25).

Также необходимо отметить, что датировка событий в тех частях еврейской Библии, которые относятся к периоду до Вавилонского плена, связана с циклом сельского хозяйства. Так, о времени греха разведчиков говорится, что это было «время начала созревания винограда» (Числ 13:21). Это полностью соответствует образу жизни земледельца, его конкретному (не абстрактному) мышлению, когда годичный цикл воспринимается по времени созревания тех или иных сельскохозяйственных культур и обработки земли.



В дальнейших книгах Пятикнижия значительно больше внимания уделяется ритуалам жертвоприношений (Левит 23; Числа 28). Последнее описание праздников, которое мы находим к Книге Второзакония (Втор 16:1-8), полностью отвечает задачам централизации культа, выдвигаемым в этой завершающей части Пятикнижия. Сквозным мотивом является здесь фраза «место, которое изберет Бог», проходящая рефреном сквозь всю книгу Второзакония (в предыдущих четырех книгах Пятикнижия она не встречается вообще). Только в святилище, построенном на указанном месте, можно есть Пасхальную жертву, согласно книге Второзакония. Это является новшеством по отношению к предыдущим описаниям праздника еврейской Пасхи (Песаха). Таким образом, в Пятикнижии происходит эволюция праздника Песах от скотоводческого к Храмовому (паломническому). Аналогичная трансформация происходит и с другими праздниками, имеющими статус «паломнических». Кроме Песаха, это Шавуот и Суккот. В первых описаниях праздников (в книге Исхода) Шавуот назван праздником первого урожая, а Суккот – праздник сбора урожая в конце сельскохозяйственного года. Все три праздника приобретают статус особых дней в году, когда должно было совершаться восхождение (паломничество) к Святилищу, а в дальнейшем они станут датами главных торжеств в Иерусалимском Храме, когда тот будет построен. Сельскохозяйственное значение этих праздников будет постепенно уходить на второй план. Так будет продолжаться весь Храмовый период, который распространяется на эпохи Первого и Второго Храма. С разрушением Второго Храма в 70 г. н.э. начинается отсчёт нового периода в истории иудаизма – он носит название раввинистический иудаизм. Важно отметить, что изменения происходили в еврейской религии в течение долгого времени, многие институты современного (раввинистического) иудаизма зародились именно в конце эпохи Второго Храма, этот период истории исследователи называют «формативным», и он будет также освещен в нашей работе.

Изменение религии после Вавилонского Плена: Новый год осенью


Первое изменение, которое претерпевает еврейская календарная система после Вавилонского плена – из Вавилона заимствуются названия месяцев года. До этого месяцы года имели порядковые номера (первый, второй и т.д.), за исключением «весеннего месяца» («авив») и месяца колосьев («зив»). А самым важным изменением стал перенос условной точки начала отсчёта месяцев и годов («нового года») на осень. Доподлинно не известно, когда именно произошло это изменение. Исследователи констатируют, что это случилось не позднее II в. до н.э. Отмечалось также, что параллель между осенними и весенними праздниками была присуща еврейскому календарю задолго до переноса нового года на осень6. Осень метафорически воспринимается как новое начало года, постепенно вытесняя весеннюю дату начала отсчёта месяцев года. Прежняя дата весеннего нового года сохраняется в виде так называемого «нового года царей», на нее указывает Мишна (Рош а-Шана 1:1), но эта дата является второстепенной и никак в календаре раввинистического иудаизма не отмечена.

Пост-библейский («формативный») период

«Универсализм»


Еврейская религия переосмысляется в духе универсализма. Бог Израиля является Творцом Вселенной, а значит – и Богом для всех народов. Движение к этому пониманию происходит ещё в рамках библейского повествования, особенно в книгах Поздних Пророков. Так, Второй Исайя назван «пророком универсализма». Термин «Второй Исайя» относится ко второй части Книги этого пророка, начиная с главы 40, которая резко отличается от предыдущих глав. В этой части Книги Бог Израиля действует не только на территории Земли Израиля, но обращается и к находящимся в Вавилоне изгнанникам. Более того, Бог вмешивается в мировую историю: персидский царь Кир назван его «помазанником» (Ис 45:1), а прежде такой титул мог быть использован только по отношению к еврейскому царю.

Ключевым моментом в формировании универсалистского характера еврейской религии явилось переосмысление сути осеннего цикла праздников. Эти даты становятся самыми главными, именно с осени теперь ведётся отсчёт годов. Весенний новый год символизировал Исход из Египта и рождение народа, летоисчисление велось от Исхода из Египта. Осеннее празднование предполагает иной метафорический ряд. Согласно классическим мидрашам, человек был сотворён именно в осенний новый год. Точкой отсчёта всех дат для раввинистического иудаизма является событие не национальной, а вселенской истории, сотворение мира (точнее – день создания первого человека, Адама). Этот факт переноса начала летоисчисления является свидетельством перехода к новому метафорическому восприятию календаря.

Такая трансформация календарной системы отражала изменения, произошедшие во всей религии: иудаизм становился из национальной религии всемирной. Любому человеку был открыт путь для присоединения к этому монотеистическому учению. Многие источники эллинистического периода (включая Новый Завет) говорят о прозелитизме, присоединении значительного количества язычников к еврейской религии.

Эллинизм


Период эллинизма является «формативным» для пост-библейского иудаизма. В этот период (начиная с III в. до н.э.) иудаизм находится в тесном контакте с культурой эллинистической цивилизации. А.Б. Ковельман отмечает удивительный переворот, имевший место на рубеже эр, когда происходила вульгаризация теоретического сознания и философия стала «достоянием масс»7.

Именно в этот период еврейская религия начинает осмысляться в философских категориях. Филон Александрийский впервые применил аллегорическое толкование текста Торы (Пятикнижия Моисеева), подобно тому, как греческими философами интерпретировался эпос Гомера. Филон Александрийский – «философ-платоник, еврей, человек, пытавшийся создать философский мидраш, – стоит между двумя мирами»8.

Этот культурный симбиоз свидетельствует о переосмыслении сути еврейской религии.

Раввинистический период


Календарь раввинистического иудаизма принял за точку отсчёта сотворение мира. Окончательно система была зафиксирована в VI в. н.э.9. Были проведены сложные расчёты, учитывавшие как движение Луны, так и Солнца. Введён «високосный год», когда несколько раз в течение 27-летнего цикла к году добавляется добавочный месяц. Это делается для того, чтобы сохранить связь между еврейскими праздниками и временами года. Сложность еврейского календаря была замечена, например, Бируни (973-1048), который писал: «Но это только тенета и сети, которые жрецы расставили, чтобы уловить простых людей и подчинить их себе. Они добились того, что люди ничего не предпринимали несогласно с их мнением и пускались на какое-нибудь дело только по их предначертаниям, не советуясь с кем-либо другим, словно эти жрецы, а не Аллах – властелины мира. Но Аллах с ними рассчитается…»10.

То, что с сарказмом описал Бируни, отражает сложность, являющуюся основой еврейского календаря: даты начала года, количество дней в году были высчитаны с учетом того, чтобы определенные праздники не могли выпасть на некоторые дни недели. Так, новый год (Рош а-Шана) не может выпасть на пятницу или воскресенье, что связано с особыми законами соблюдения шаббата (субботы), досконально разработанными в раввинистическом иудаизме (Талмуде и последующих галахических кодексах).


Представление о цикличности


Представление о цикличности времени выражено в высказывании, которое неоднократно повторяется в раввинистической литературе:

מגלגלין זכות ליום זכאי וחובה ליום חייב «Хорошие события происходят в хорошие в дни, плохое выпадает на нехорошие периоды» (Тосефта Таанит 4:9 и многочисленные параллели).

Исследователь С. Стерн показывает, что эта фраза отражает существенное изменение в мышлении. Появляется представление не просто о цикличности времени, но и вообще о цикличности бытия.

Как отмечал Д. Роскис, «дата в еврейской истории это не нейтральный набор цифр, но полный смысла код с потенциально искупительными или святотатственными характеристиками (redemptive or sacrilegious qualities)»11.

Согласно талмудическому высказыванию, мир был сотворен в осеннем месяце Тишрей:12



Было сказано (в Барайте): рабби Элиэзер говорит: мир был создан в Тишрее, в Тишрее родились патриархи, в Тишрее умерли патриархи, Ицхак родился в Тишрее, в Рош а-Шана Сара, Рахель и Хана были «посещены» (Всевышним), в Рош а-Шана Йосеф вышел из тюрьмы, в Рош а-Шана прекратилось египетское рабство наших прародителей, они были искуплены в Нисане, а в Тишрее произойдёт избавление в будущем.
Это высказывание продолжается другим, где утверждается, что мир был сотворен в месяце Нисан. Циклы осенних и весенних праздников зеркально отражаются друг в друге, оба цикла этих дат имеют «redemptive associations» (т.е. связаны с идеей грядущего избавления народа Израиля и всего человечества): Нисан – время воспоминаний об избавлении от египетского рабства, а в Тишрее (в праздник Суккот) произойдёт окончательное избавление в будущем. Каждая из этих дата имеет особое, метафорическое звучание.

Для всех несчастий, которые выпали на долю еврейского народа, отведен летний месяц Ав. На 9 Ава приходится разрушение Первого и Второго Храма, изгнание евреев из Испании (список далеко не полный), и даже, как подсчитал исследователь еврейского календаря Шаус13, начало Первой Мировой войны.


Метафоры календарного цикла


Одной из самых важных метафор календарного цикла является метафора рождения, которая связана с осенним циклом праздников. Литургия осенних праздников развивает представление о том, что мир был создан именно в день, когда празднуется еврейский новый год (Рош а-Шана). В мусафе (одной из самых важных служб) праздника Рош а-Шана произносится пиют (поэма), которая провозглашает:

היום הרת עולם



Этот день – рождение мира (вселенной).

Рабби Симха из Витри (XII век) в Махзоре Витри, содержащем литургические и другие материалы, комментирует данный пиют:



Этот день – рождение мира (вселенной). Язык Писания - вечно беременно (Иер 20), чрево будет вечно беременно. Женщина, чья беременность, находящаяся в ее теле вечно (или: миры). Этот день был беременностью мира (вселенной). В этот день породила земля все произведения свои. Это означает, что в Тишрее был создан мир, а именно в Рош а-Шана.

Эта метафора рождения является завязкой всего осеннего раввинистического «сюжета». Идея изучения «сюжета» («повествования»), связанного с годичным циклом, была выдвинута современным английским исследователем еврейской литургии Джереми Шонфильдом. В своей статье, посвященной чтению Книги Эстер (Эсфирь) в еврейский праздник Пурим, исследователь проводит параллель между циклами еврейской литургии (текстами, которые в нее входят) и этапами взросления человека14.

Систематически «sacred narrative» («священное повествование») еще не изучалось. Это предполагается сделать в нашем исследовании, которое посвящено календарным метафорам. На первом этапе мы планируем изучить метафору рождения, возрождения, связанную с осенним циклом праздников.

Виртуальная связь с Землей Израиля


Умозительная связь с циклом времён ради сохранения национальной идентичности в диаспоре – через мидраши (библейские толкования) и литургию15. Ритуалы и литургия годичного цикла привязаны к временам года Земли Израиля, а не Диаспоры. Так, молитва о дожде произносится только в то время, когда дожди должны выпасть в Земле Израиля, а евреи Южного полушария празднуют весенний праздник Песах тогда, когда у них на дворе… осень. Но самым важным является празднование Песаха, когда в Земле Израиля весна.

Таким образом, календарь раввинистического иудаизма выполняет важнейшую функцию хранителя коллективной памяти. «Для каждого народа характерна периодичность событий, зафиксированная в календаре. В результате календарь помогает народу идентифицировать себя: он объединяет группу, укрепляет связи между ее различными членами и отличает ее от других групп»16.



Заключение


В завершение нашей работы нам представляется уместным суммировать переосмысление календарной системы, которое происходило с главными праздниками еврейской традиции:




Пятикнижие

Позднебиблейские тексты

Раввинистическая литература

Песах

Скотоводческий праздник «Песах» + сельскохоз. цикл (начало жатвы ячменя)

Воспоминание об Исходе из Египта

«Время нашей свободы»

Шавуот

Начало жатвы пшеницы

Праздник приношения первых плодов в Храм

«Праздник дарования Торы»

Суккот

Праздник сбора урожая

Эсхатология: грядущее избавление человечества

«Время нашей радости»

В раввинистической литературе каждый из этих трех главных праздников приобретает новое значение. Прежние смыслы (сельскохозяйственный, храмовый) отходят на второй план. Песах переосмысляется как праздник свободы, Шавуот объявляется временем дарования Торы на горе Синай, а Суккот – праздником радости, в который, однако, читается книга Экклезиаста, самая философская из тех, которые входят в библейский канон. Кроме того, развивается система метафорического переосмысления дат еврейского календаря как этапов жизненного цикла человека. В дальнейшем наше исследование будет сосредоточено на исследовании системы календарных метафор, развиваемых в раввинистическом иудаизме, прежде всего – в классических мидрашах (толкованиях библейского текста).




1 Stern S., Calendar and Community, A History of the Jewish Calendar 2nd Century BCE to 10th Century CE. Oxford University Press, 2001. P. 2.

2 Цитаты из Библии приводятся по Синодальному переводу.

4 Цитируется по: Климишин И.А. Календарь и хронология. М.: Наука, 1985. C.116.

5 Бургуэн Ж. де. Календарь. История и современность. М.: АСТ-Астрель, 2006. C. 83-87.

6 Подробно эта тема рассматривается в статье Wagenaar Jan A., ‘Post-Exilic Calendar Innovations’, in: ZAW (Zeitschrift für die Alttestamentliche Wissenschaft, Berlin/GermanyNew-York/USA) 115. Bd. P. 3–24.

7 Ковельман А.Б., Гершович У. ‘Бегство от Логоса’: К пониманию раввинистической герменевтики // Новое литературное обозрение, т. 102. С. 1.

8 Ковельман А.Б. Эллинизм и еврейская культура. М.: Мосты культуры, 2007. С. 23.

9 Климишин И.А. Календарь и хронология. М.: Наука, 1985. С. 169.

10 Цит. по: Климишин И.А. Указ. соч. С. 169.

11 Roskies D., Against the Apocalypse: Responses to catastrophe in Modern Jewish Culture, Harvard University Press, 1984. P. 42.

12 Вавилонский Талмуд, трактат Рош а-Шана, 10б-11а.

13 Schauss, H., The Jewish Festivals: History and Observance. N.Y., 1962. P. 96-98.

14 Schonfield, J., ‘Esther: Beyond Murder’, in: European Judaism, vol. 32, No. 1, Spring 1999. P. 17-20.

15 Фишман Г., Быть или не быть: Евреи перед выбором. Бергман Хаус, 1995. C. 43-48

16 Бургуэн Ж. де, Указ. соч. С. 102



с. 1

скачать файл